Література - Donetsk compartment of shevchenko scientific society

Література

  1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.2. – М.: Изд-во МГУ, 1993.- 240с.

  2. Розин В.М. Введение в культурологию – М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 104с.

  3. Фромм Э. Психоанализ и этика – М.: Республика, 1993.- 415с.

  4. Бердяев Н. «Самопознание», М., 1990.

  5. Белый А. «Начало века», М., 1990

  6. Белый А. «Между двух революций», М., 1990

  7. Долгополов Л.К. «Андрей Белый и его роман «Петербург», Л., 1988

  8. Блок А. «Десять поэтических книг», М., 1980

  9. Русская поэзия XIX – начала XX в., М., 1987

  10. Три века русской поэзии, М., 1968



ПОВІДОМЛЕННЯ


ББК 85.126.9

Катерина ВАКУЛЕНКО,

доктор педагогічних наук, доцент Краснодарського

державного університету культури та мистецтв

^ РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
КУБАНСКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ

(Мастер В. Ф. Мордина)


На Кубани живет и работает много народных мастеров, приехавших с Украины. Здесь они с любовью продолжают свое дело, которому с детства научились в родной стороне [2]. Одним из таких мастеров является В. Ф. Мордина.

Вера Феодосеевна – внучка казака-есаула, войскового судьи на Полтавщине, родилась 18 мая 1927 года в селе Малые Будища Опошнянского района Полтавской области. Росла очень болезненным ребенком: сказались голод и репрессии, да и отрочество пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Как вспоминает мастер, уже в возрасте четырех лет она заинтересовалась вышивкой. Вышивали мама и ее сестры, особенно тетя Лукерия, да и все односельчане.

В каждом доме украшали рушниками иконы, особенно «святой угол» – домашний иконостас с лампадой. В праздничные дни наряжали кровати, стол накрывали вышитой скатертью. Вышитые сорочки носили и женщины и мужчины.

В 13 лет М. Ф. Мордина вышила первую большую работу – подзорник на кровать, который хранит до сих пор. В юности создала первый рушник на сюжет из жизни казаков с надписью: «Ну, колы ты така, то я и отвернуся». По одну сторону плетня изображен молодой казак, по другую – молодая девушка-казачка, у них вышла размолвка, и парень отвернулся от подруги.

В их селе все казаки, кроме основной службы, занимались ремеслами. Были среди них шорники, бондари, кузнецы, сапожники, гончары. Женщины вышивали, пряли, ткали полотно, ковры, вязали. Отец был сапожником, шил красиво, добротно. С его ног покупали обувь и платили золотом. Гончарили чуть ли не в каждом дворе. Делали красивые изделия с разноцветными узорами – кувшины, куманцы, барила, а также детские игрушки – баранов, козлов, львов.

После войны Вера Феодосеевна переехала на Кубань, здесь вышла замуж за Ивана Тимофеевича Мордина. Молодая семья построила дом, и, чтобы его украсить, хозяйка вышивала картины, дорожки, салфетки, рушники, детский ковер, одежду, накидки на подушки. «Я украшала свой быт, свое жилище, как делали моя мама, и ее свекровь, и моя бабушка Зина, которая была известной рукодельницей и певуньей. Вышивание приучает к трудолюбию, усидчивости, бережливости, воспитывает чувство прекрасного, развивает вкус, повышает достоинства женщины», – говорит мастер. Свои рассказы и сказки она печатала в газете «Кубанские новости». У ее сочинений такие же необычные названия: «Гоп, мои гречаники», «Рушник на счастье, на долю», «Голь на выдумку хитра» и др. [3].

В доме у В. Ф. Мординой по-особому красиво – вышитые скатерти; в убранстве, как невеста, стоит кровать; рушники украшают портреты и иконы. Все это создает особое настроение. Когда приезжают гости, хозяйка встречает их хлебом, пирогом, и обязательно на рушнике.

У мастера много учеников, но особые надежды возлагает Мордина на своих внучек. Приезжали к ней и учащиеся Кубанского центра народных художественных ремесел, и студенты кафедры народного декоративно-прикладного искусства Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Со всеми она охотно делится секретами мастерства.

Народный мастер имеет множество наград, среди них – почетная грамота районного смотра изобразительного прикладного искусства (1985 г.); почетная грамота за активное участие в конкурсе на празднике улицы (1986 г.); диплом за участие во Втором Всесоюзном фестивале народного творчества (1987 г., Кропоткин); диплом наставнику за активное приобщение молодежи к традиционной культуре Кубани. Вера Феодосеевна участвовала в фестивалях «Золотое яблоко» и «Играй гармонь» (1988 г.). Она стала лауреатом фонда возрождения культуры «Истоки» и лауреатом I Международного фестиваля фольклора «Россия встречает гостей» (1988 г.).

Вот как о своей вышивке рассказывает сама Вера Феодосеевна:

«Вышиваю счетной и декоративной гладью, использую мережки разных видов, шов крестом, русский шов, настил по канве, шов-роспись, вышиваю бисером, стеклярусом, жемчугом. Для рушников кружева вяжу крючком, вяжу также покрывала, скатерти, вазы, платки. Многое могут поведать мои рушники, если внимательно на них посмотреть.

…Издавна люди вышивали одежду и предметы быта, особенно рушники. Поначалу вышивка делалась от заговоров. Считалось, что если на сорочке нашить точки, крестики или другой орнамент, то это спасает от напасти. Словно письмена, на куске полотна вышивался черный и красный орнамент. И это был уже рушник, который давали «как хранитель от беды» воинам в походы, в дорогу чумакам, которые ездили в Крым за солью.

Рушник играл большую роль в жизни людей. Ни один обряд-ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и, когда он появлялся на столе, его клали, как святыню, на рушник.

Девочку учили вышивать рушники еще с детства, как только она могла держать иголку в руках, потому что рушники не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежочек за стежочком при лучине в долгие осенние и зимние вечера. Вышивали девушки себе на приданое свадебные рушники и пели песни о своих суженых – казаках чернобровых. И сам рушник был как песня, в которую женщина вкладывала свою душу – то веселье, то печаль, то надежду, то любовь.

В одной из сказок говорится, что хорошие рушники выходили только у той женщины, которая «как плачет, так жемчуг сыплется, а как смеется, то цветы растут».

Свадебных рушников требовалось не меньше двенадцати. Ими перевязывали родственников жениха, а когда молодые венчались, то стелили им под ноги. Отец и мать встречали молодых хлебом и солью на рушнике. Свадьба прошла, молодая женщина в ожидании ребенка вышивает рушник, чтобы одарить повитуху, которая придет ей на помощь. Вот и дом строить пора. О! Тут без родственников не обойтись. Как только сведут стены, сразу в «святом углу» вешают икону и на нее рушник. Сволока перевязывали рушниками, чтобы дом был полной чашей, после чего их дарили мастерам.

А еще когда ранней весной шли всем родом в степь смотреть посевы, то впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в кошелке – снедь, накрытую рушником. Там, в поле, творили молитвы и просили урожая, потом стелили рушник и обедали. Так делали и при первой пахоте, и при севе, и в уборку. Вот жатва закончена, отец встречает жнецов хлебом-солью, кланяется, а ему жнецы надевают обжиночный венок. И тут не обходится без песни, потому что человек сопровождал песней свой труд, какой бы он ни был тяжелый.

Уже и сыновья подрастают, по осени проводы в солдаты. Матери на счастье, на долю сыну дают рушник. Девушки тоже запаслись рушниками и платочками вышитыми, чтобы не забывали их солдаты, будущие женихи, домой возвращались. Девчата их будут ждать, рушники вышивать, скатерти, подзорники, приданое готовить.

Рушник сопровождал человека всю жизнь. Похоронный ритуал тоже не без рушников. На крест вешали скорбный рушник с крестом. Участникам погребения давали рушники. Когда с Украины переселялись казаки на вольные земли Кубани, они везли вышитые рушники и сорочки на новые поселения и в новую жизнь.

Мне рассказывала когда-то старая женщина-казачка, что у нее хранился целый сундук рушников и сорочек. Вышитый рушник незаметно вышел из обихода, но сейчас его былая слава начала возрождаться.

Вышивание – хлопотное дело, поэтому вышивают только для любимых и с любовью, тогда и вышивание идет успешно. Для любимого Государственного академического Кубанского казачьего хора я вышила рушники-песни. Для любимого Краснодара – столицы Кубани, где живет сын (в его семье две дочери, тоже будущие вышивальщицы), к 200-летию основания города вышила рушник-подарок. В основу сюжета положена казачья песня «Распрягайте, хлопцы, кони». Там казак и казачка, городская окраина, крыница и степи кубанские. Любимой станице Брюховецкой к 200-летию подарила от всего сердца рушник-берегиню «Что дал, то и твое».

Когда женился мой старший сын Вячеслав (он учился в Москве, в МАИ), то свадьба была в гостинице. Я, мать, встречаю хлебом-солью на рушнике молодых, их осыпают житом по-старинному. Наши сваты в ужасе, мол, опозоримся, такое не в моде. Потом движемся все в банкетный зал, впереди несем хлеб на вышитом рушнике. По одну сторону зала уже одна свадьба сидит за столами, по другую – другая, а мы идем дальше. При виде хлеба и рушника, за которыми движется третья, наша свадьба, гости тех двух свадеб встали и приветствовали стоя наших молодых. Было очень приятно. “Никогда такого не было, – говорили работники гостиницы, – это рушник ваш с хлебом так подействовал”» [1].

Мастер народной вышивки В. Ф. Мордина и сегодня радует кубанцев народным искусством, соединяя в своем творчестве богатейшие традиции украинских и кубанских вышивальщиц.


ЛИТЕРАТУРА

1. Аудиозаписи бесед с В.Ф. Мординой. Личный архив автора.

2. Коллекция кубанской народной вышивки. Этнографический архив кафедры НДПИ КГУКИ.

3. Кубанские новости. – 17 июня 1993; 3 августа 1993; 20 октября 1993; 17 февраля 1994; 20 апреля 1994; 16 июня 1994; 28 февраля 1995.

4. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное искусство. – Краснодар, 1997. – С. 14–17.

5. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиция и современность. – Краснодар, 2002. – С. 115–117.

11 Для геометрії ПП підійшла б назва “задзеркалля” на честь англійського математика Чарлза Л.Доджсона (Льюіса Керрола).

21 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность (Московские лекции и интервью). – М.: АО «КАМП», 1995, с. 84.

32 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность (Московские лекции и интервью). – М.: АО «КАМП», 1995, С.75.

43 Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. Бибихина, под ред. Д. М. Носова. – СПб.: «Алетейя», 2000. – С.14-15.

54 Там само, с. 75.

65 Там само, с.76.

76 Турен А. Что такое демократия? // Проблемы и перспективы демократии в Европе. – М.: ИНИОН РАН, 1995. – С. 11 – 28.

1 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001

82 Ясперс К. Ідея Університету //Ідея Університету /Упорядник М.Зубрицька – Львів, 2002. – С.113.

93 Кант И. Соч., Т.5, М., 1966, С.237.

104 Мінаков Михайло. Криза ідентичності Університету //Філософська думка, 2004, №4, – С.63-64.

115 Там само, С.63.

126 Жадан Сергій. Патріотизм як спосіб симуляції. Газ. Україна Молода, 5 серпня 2004 р. – С.12.

1 Збережено авторський стиль авторів повідомлень


2729773977879833.html
2729833812187638.html
2729953649423308.html
2730048824339136.html
2730110851461538.html